"Московский корреспондент" _http://moscor.ru/stolica/vprikusku_s_chervjami_i_babochkami/
Вприкуску с червями и бабочками
Москвичей кормят просроченными и некачественными продуктами В Москве принято считать, что в сетевых супер- и гипермаркетах покупатель более защищен от покупки поддельных и просроченных продуктов питания. Их вроде бы как чаще проверяют различные контролирующие органы, нежели маленькие магазины-одиночки, передвижные автофургоны или какие-нибудь брезентовые палатки. Покупатель должен быть бдительным В них якобы закупают товар оптом у проверенных поставщиков и соблюдают все условия хранения продуктов. Но это все – не более чем реклама, двигающая торговлю. На самом деле потребителя «обувают» все. Сладость с насекомыми «В супермаркете «Седьмой континент» на Дубнинской улице как-то купил восточную сладость – козинаки», – рассказывает обозревателю «Москора» Игорь Николаевич. Он – человек не бедный, руководит серьезной компанией. Но любит жевать сладости, сидя перед монитором компьютера. И вот однажды, придя из магазина и сев на свое рабочее место, чтобы погрузиться во Всемирную паутину, руководитель компании чуть не подавился. Его надолго отвлекла паутина натуральная, которую Игорь Николаевич увидел через упаковочную пленку, в которую были завернуты пресловутые козинаки. В них, кроме того, виднелись еще и куколки-червяки, кишащие в кондитерском изделии. Вскрыв упаковку, Игорь Николаевич еще больше ужаснулся. Из упаковки со сладостями по комнате разлетелись насекомые, похожие на моль, но более резвые и шустрые. А козинаков тех была куплена целая коробка. Запейте личинку водкой Возмущению обманутого покупателя, понятно, предела не было. Игорь Николаевич принес ту коробку со сладостями обратно в «Седьмой континент». Вызвал заведующую. Но та вместо извинений, по словам Игоря Николаевича, начала истерично кричать на весь торговый зал. Мол, пришел тут какой-то, чтобы с бедного-несчастного магазина содрать деньги. Потом заведующая созвала коллектив, словно цыганский табор, и прилюдно указала на Игоря Николаевича: вот, мол, этот человек хочет, чтобы вы поделились с ним зарплатой. «Соберите ему сумку, – распорядилась наемная торговка. – Засуньте туда водки, колбасы и другой закуски». «Но я же не бомж какой-то, – ответил Игорь Николаевич. – Испорченные сладости ведь могут попасть и к детям. Вы хоть бы извинились за такой товар. И пакет ваш мне вовсе не нужен». Бабочки полевые Экспертиза общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», куда обратился Игорь Николаевич, показала, что в злополучных козинаках, которые делаются из семечек подсолнуха, поселился вредитель – бабочка лугового мотылька. На производстве с хорошим контролем качества, поясняет обозревателю «Москора» Михаил Аншаков, председатель общества, семена подсолнечника подвергаются тепловой и иной обработке, при которой куколки-личинки вместе с бабочками погибают еще на заводе. По его словам, в случае с Игорем Николаевичем налицо вина как производителя – поставщика, который находится в Воронежской области, так и торговой сети. По словам Аншакова, «мы смело подали документы в суд и уверены, что выиграем дело». Не виноваты мы Изобилие еще не гарантирует качества Свою экспертизу накануне суда провел и «Седьмой континент». И она, по словам Аншакова, только подтвердила нарушение. Но при этом торговая сеть отрицает свою вину. Как сообщил юрист «Седьмого контитента» Дмитрий Лесняк, судебная тяжба по поводу козинаков общество защиты прав потребителей ведет уже почти полгода. Самое интересное, говорит Лесняк, что изготовитель козинаков не отрицает своей вины, однако твердит, что сладость производилась в нормальных условиях. А бабочки могли поселиться в продукте во время его перевозки по железной дороге. Например, стоял на станции вагон с мукой, которую особенно любят насекомые. Из него бабочки-мотыльки и перелетели к сладостям, которые потом были упакованы в целлофан с торговой маркой «Седьмого континента». Представители торговой сети затягивают это дело явно всеми возможными способами. Чтобы не платить по решению суда компенсацию пострадавшему потребителю, дабы не создать прецедент. Мыши кололись, плакали, но продолжали жрать кактус На просроченные продукты потребители жалуются тысячами, если верить главному форуму Общества защиты прав потребителей. Самые популярные темы на нем, кроме «Седьмого континента», – «Пятерочка» и «Копейка». В этих торговых сетях, если верить сообщениям форума, люди находят, кроме традиционных просроченных продуктов с перебитыми датами, например, еще замороженных кур, явно накачанных водой с помощью шприца. Или мороженую рыбу, льда в которой иногда больше, чем рыбы. Еще ломают зубы о камни, содержащиеся в творожной массе. В икорной массе не редкость – мухи. Блинчики с мясом порой продаются с плесенью. А в банке с горошком запросто можно обнаружить замаринованного большого жука. Правда, абсолютное большинство жалоб потребителей заканчиваются примерно одним и тем же: «Забыл (а) взять чек, что теперь делать?» И, интереснее всего, что люди, раз обжегшись, продолжают ходить в те же самые магазины и покупать те же самые товары. Жалуйтесь в Роспотребнадзор Без чека доказать свою правоту невозможно, поясняет начальник юридического отдела Общества защиты прав потребителей Павел Морозов. По его совету, потребитель, сохранивший чек и обнаруживший дома некачественный или просроченный товар, может как минимум вернуть стоимость товара. Если же он – человек настойчивый и хочет, чтобы магазин наказали, то нужно написать жалобы. Одну жалобу отправить в территориальный орган Роспотребнадзора, другую – в вышестоящую дирекцию торговой сети. И там, и там жалобы должны зарегистрировать. Вторые экземпляры заявлений остаются на руках пострадавших. Руководители магазина обязаны ответить покупателю в письменном виде в течение десяти дней. А Роспотребнадзор в свою очередь может нагрянуть в нерадивый магазин с внеплановой проверкой, что крайне не любят торговцы. Если же представители магазина отказываются платить по счетам, следует обращаться в суд. Правда, не стоит рассчитывать на большую компенсацию за моральный вред, предупреждают защитники прав потребителей. За некачественный или просроченный продукт в России присуждают не больше 2–3 тысяч рублей. А затягиваются процессы на месяцы. Чем торговые сети, зарабатывающие миллиарды долларов на нашем здоровье, вовсю и пользуются.
Иван Гракун, обозреватель «Москора»